Алтарь, или жертвенник - в мемориальной архитектуре тип надгробного памятника в стиле классицизма. Вертикальный объем, в сечении близкий к квадрату, с прямыми или суживающимися кверху боковыми гранями, завершенный карнизной плитой с фронтонами и акротериями. Основной объем, как правило, монолитный. Материал - гранит, мрамор. Жертвенники часто служили постаментом для скульптурного завершения в виде вазы - светильника или урны, иногда были увенчаны крестом. Сравнительно редко встречаются жертвенники, треугольные в сечении или многогранные.

Газон - в мемориальной архитектуре площадка в ограде над местом погребения, засеянная травой или вымощенная плиткой.

"Голгофа" - тип надгробного памятника в виде глыбы, увенчанной крестом. Напоминает о Голгофе, на которой был распят Иисус Христос. Изображение "голгофы" на надгробных плитах: крест на подставке в виде холма или ступенек, под которым помещен череп с костями ("голова Адама"); иногда крест рисуют с орудиями пыток Спасителя (копье и трость с губкой).

Грот - тип надгробного памятника, характерный для эпохи романтизма (1820-1830-е гг.), в виде стилизованной пещеры из глыб необработанного камня; иногда внутри грота помещалась икона.

Звезда - один из основных символических знаков, по-разному осмысливаемый в различных культурно-исторических контекстах. В православной кладбищенской эмблематике звезда - напоминание о Рождестве Христовом ("Вифлеемская звезда"), о Спасителе. Число лучей (пять, шесть, восемь) в данном истолковании не играет роли. На памятниках музыкантам 6-конечная "звезда Давида" может быть истолкована, как напоминание о боговдохновенном псалмопевце. Как курьез, можно отметить, что на многих обывательских памятниках советского периода изображалась 5-конечная звезда, что, разумеется, не имело отношения к церковному толкованию этого символа, но заменяло традиционный крест.

Капличка - тип надгробного памятника, появляющийся в эпоху историзма (середина XIX в.) в виде вертикального, прямоугольного в сечении объема с килевидными завершениями боковых граней, напоминаюшего миниатюрную часовенку ("капличку") в готическом стиле.

Киот - по-гречески, "ящик" - футляр для хранения иконы. В мемориальной пластике обычно представляет собой пристенную доску с углублением для иконы (обычно застекленным), в орнаментированной или скульптурной раме. Материал - дерево, медь, бронза, позолота. Икона, вкладываемая в киот над местом погребения, обычно изображает святого, одноименного похороненному, либо Спасителя и Богоматерь.

Колонна - в мемориальной архитектуре тип надгробного памятника, появляющийся в эпоху классицизма (с 1800-х гг.). Памятники в виде колонны полного ордера (с базой, фустом, капителью и карнизом) встречаются сравнительно редко. Более распространен тип памятника в виде небольшой колонки на постаменте, увенчанной, как правило, урной или вазой-светильником. Часто встречаются "сломанные" или "обрубленные" колонны - как символ рано прервавшейся жизни. Материал - мрамор, гранит, реже чугун.

Крест - основной символ христианства, напоминание о божественном искуплении первородного греха. В русской православной традиции надгробия в форме креста или его изображения на памятнике повсеместно распространены. Наиболее часто на кладбищах встречаются простые деревянные кресты, богатые могилы отмечались каменными или металлическими крестами. Русской национальной формой надгробия считается "голубец": восьмиконечный крест с двускатным покрытием, или так же завершенный резной столбик, на котором укреплен медный крестик. В старообрядчестве это каноническая форма надгробия, вследствие чего не поощрялась государственной церковью в XVIII-XIX вв. Формы крестов очень разнообразны, никакой регламентации "правильной" формы не существует. Крест - единственная форма надгробия, без существенных изменений сохраняющаяся на протяжении веков до настоящего времени (бетонные кресты с раковинами).

Мемориальная плита - в мемориальной архитектуре вид пристенного надгробного памятника в XVIII-XIX вв. При погребении под полом церкви-усыпальницы место склепа обычно не обозначалось, а на стене укрепляли доску с текстом, сообщавшим о факте захоронения. В поле доски, изготовленной из чугуна или бронзы (реже камня) размещался текст эпитафии, обычно в орнаментальной раме, часто с изображением дворянского герба и различных символических знаков. Встречаются мемориальные доски с барельефным портретом погребенного.

Мемориальная скульптура - жанр монументального искусства, получивший распространение в России с 1770-х гг. Первые скульпторы, создававшие надгробные памятники на богатых кладбищах и в усыпальницах Москвы и Петербурга - Ф.Г.Гордеев, И.П.Мартос, М.И.Козловский. С конца XVIII в. появляется ряд скульптурных мастерских, специализировавшихся на изготовлении надгробий.

Модерн - направление в европейском искусстве конца XIX - начала ХХ вв., отразилось в мемориальной пластике характерными мотивами текучих и плавных линий, острым сочетанием необработанного и полированного камня, неожиданными эффектами контраста различных фактур.

Надгробие - памятный знак, устанавливаемый на месте погребения.

Надгробная плита - один из наиболее распространенных типов надгробия. Представляет собой горизонтально положенную плиту из камня или металла с текстом эпитафии и различными знаками символического содержания. Надгробные плиты помещаются как на территории кладбищ над могилами, так и в зданиях усыпальниц, где они вмурованы в пол (напольные плиты).

Обелиск - в мемориальной архитектуре тип надгробного памятника, появившийся на русских кладбищах в 1790-е гг. Обелиски из плит или монолитные, из мрамора и гранита, обычно установлены на постамент и увенчаны крестом на шаре. Иногда обелиск помещен на ножки в виде шаров или львиных лап.

Памятник в "русском стиле" - форма надгробия, появившаяся во 2-й половине XIX в. Обычные элементы такого памятника: килевидное завершение, орнаменты в скульптуре или мозаике, стилизующие мотивы древнерусских лицевых рукописей или декор архитектурных памятников XII-XVII вв.

Пантеон - греческое "храм всех богов", место почетного погребения выдающихся соотечественников (название происходит от Пантеона в Риме).

Пилон, или постамент - в мемориальной архитектуре тип надгробия в виде вертикального объема, прямоугольного в сечении, не имеющий карнизного завершения (в отличие от жертвенников). Обычно выступает не как самостоятельная форма, а служит постаментом для скульптуры или креста.

Пирамида - в мемориальной архитектуре тип надгробия, появившийся в эпоху классицизма, как символ Вечности. Пирамиды существовали как самостоятельные архитектурные объемы, сложенные из каменных плит и монолитные, или изображались силуэтом в порталах монументальных надгробий.

Пирамидка - распространенная форма массовых надгробных знаков советского периода, когда религиозная символика была запрещена. Представляет собой небольшую металлическую конструкцию в виде пирамиды, часто сочетающуюся с бетонной раковинкой.

Плакальщица - в мемориальной скульптуре эпохи классицизма (1800-1820-е гг.) изображалась, как символ тоскующей души, в виде женской фигуры в длинном облачении, с покрытой головой, склоненной к урне и держащей в руке венок или опущенный факел.

Портал - в мемориальной архитектуре тип пристенного надгробного памятника в виде ниши, фланкированной пилястрами или колоннами, поддерживающими карниз.

Портик - в мемориальной архитектуре тип памятника в виде миниатюрного перистила или колоннады, с архитравом и перекрытием. Характерно для позднего классицизма.

Портрет - элемент надгробного памятника, принятый в мемориальной пластике с XVIII века. В самом начале века в церквях-усыпальницах помещались стяги-парусны со стилизованными портретами погребенных, выполненными в манере, близкой к иконописной. Постепенно портреты на надгробиях приобретали конкретность и узнаваемость. Для эпохи классицизма характерны медальоны с барельефными портретами (прямоличными или профильными). С конца XVIII в. появляются портретные бюсты, обычно помещаемые в скульптурные аллегорические композиции. В середине и второй половине XIX в. скульптурные портреты (фигуры, бюсты, барельефы) становятся общепринятым элементом надгробного памятника состоятельного человека. Живописные портреты встречаются крайне редко. В ХХ веке повсеместно распространено помещение на надгробии фотопортрета на эмали.

Пристенный памятник - надгробие, вмурованное в стену усыпальницы, в которой происходило погребение. Иногда, но не обязательно устанавливалось вблизи места погребения. Формы пристенных памятников разнообразны: пилястры, пирамиды, обелиски, мемориальные плиты и т.д. Наиболее распространенной в русских церквях была форма киота.

Раковина - форма надгробия, появившаяся на советских кладбищах в 1920-е гг. и сохранившаяся до наших дней. Представляет собой бетонную или из мраморной крошки овальную в плане форму, в торце которой устанавливается небольшая стела с именем погребенного или крест, тоже бетонный. На подобных памятниках часто помещаются фотопортреты на эмали.

Саркофаг - по-гречески, "пожиратель праха" - надгробный памятник в виде стилизованного гроба: с прямыми, либо закругленными или скошенными гранями - помещенный на ножки-шары или лапы на плинте и цоколе. Материал - гранит, мрамор, известняк. Эпитафия обычно вырубается на верхней стороне саркофага либо на плите, врезанной в крышку. В конце XVIII в. на богатых надгробиях ставились "оковки" - доски из выколотной позолоченной меди с эпитафиями и гербами. Форма саркофага была широко распространена в конце XVIII - 1-й половине XIX в.

Семейное место - группа могил и надгробных памятников, принадлежащих одной фамилии и находящихся в непосредственной близости друг к другу. Семейные места обычно отмечались общим газоном в ограде, небольшой часовней или сенью-укрытием над группой памятников.

Сень - форма надгробия, близкая к портику. Иногда сооружалась не в классическом ордере, а представляла собой простой навес над скульптурным надгробием, укрывающий его от дождя и снега.

Склеп - подземное помещение в виде погребальной камеры, в котором сохраняется гроб. В западноевропейской традиции довольно часто обеспечивался доступ к гробам в семейных склепах. В русской православной традиции это не было принято, и склепы обычно наглухо замуровывались или закладывались кирпичом. Иногда в семейных склепах гробы помещались в одной камере.

Стела - по-гречески "камень" - надгробие в форме вертикально поставленной плиты. Профилировка и орнаментация стел необычайно разнообразны.

Стенка - тип надгробия появившийся во второй половине XIX в. и представляющий собой горизонтально протяженный вертикальный объем незначительной толщины, на котором размещается текст эпитафии и портрет погребенного. Как чистая форма, встречается редко и обычно является элементом сложного архитектурного надгробия.

Урна - элемент архитектурного надгробия эпохи классицизма, представляющий собой сосуд, покрытый тканью и перевитый венком. Напоминает о принятом в Древнем Риме обычае трупосожжения и помещения праха в подобный сосуд. Издавна истолковывается, как символ смерти. Часто урнами называют близкие по форме вазы-светильники, отличие которых заключается в том, что над крышками ваз помещено стилизованное изображение пламени (символ бессмертной добродетельной души, подымающейся к небесам),

Череп со скрещенными костями - распространенная в мемориальной пластике эмблема смерти, напоминающая о краткости жизни и неизбежности ее конца. В религиозной символике часто изображалась, как "голова Адама" под крестом (существует легенда, что крест, на котором был распят Иисус Христос, стоял над могилой Адама похороненного под Голгофой).

Эдикула - от латинского слова, означающего "небольшое помещение" - форма надгробного памятника, встречающаяся в эпоху классицизма, и представляющая собой стилизацию античного надгробия в виде ящика с профилированными стенками и архитектурно оформленными (обычно в виде колонн) углами.

Эмблемы и символы - в мемориальной пластике обычно изображались барельефом или насечкой на надгробных плитах, либо выступали как элементы скульптурного декора архитектурных надгробий. Из христианских символов наиболее часто встречаются: крест, якорь (христианский символ надежды), Всевидящее око (символ Бога отца), череп ("адамова голова"), пальмовые и миртовые ветви (напоминание о въезде Господнем в Иерусалим), виноградные лозы (символ Христа). С античной символикой связаны опущенные и перекрещенные факелы (символ смерти), сосуды для умащения (лекифы, килики), урны и вазы-светильники, змея, свернувшаяся кольцом (символ вечности), венки (символы жизни, славы, добродетели и т.п.), гирлянды из плюща, плакальщицы, бабочки (символ бессмертной души).

Эпитафия - текст на надгробном памятнике. Обычная эпитафия включает в себя краткие биографические сведения о погребенном. В начале XVIII в. эпитафии составлялись по определенному канону, с указанием времени кончины и числа лет, месяцев и дней, прожитых покойным. С середины XVIII в. появляются стихотворные эпитафии, ставшие своеобразным поэтическим жанром, замечательные образцы которого создали Г.Р.Державин, В.А.Жуковский, И.А.Крылов и др. Такой поэт как В.Г.Рубан известен преимущественно своими эпитафиями. В ХХ веке жанр эпитафии практически утрачен.

Из материалов Реквием.Ru